Образовательное путешествие

Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся.

Это эффективный способ познания мира культуры и науки, а также уникальный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности.

Целью образовательного путешествия является освоение учащимися определенных закономерностей культуры и науки, активное постижение историко-культурного, социального опыта цивилизации.

Образовательное путешествие имеет несколько принципиальных отличий от экскурсии:
Путешествие предполагает непосредственное взаимодействие школьников с объектами природного и культурного наследия;
В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребенка личный опыт и объекты природного и культурного наследия;
Учащиеся добывают нужную информацию различными способами, соединяя визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов;
Образовательный процесс строится не от изложения готовых истин экскурсоводом к их иллюстрации, а, наоборот, от личных ощущений, наблюдений и исследований учащихся к обобщению и формированию новых представлений;
Активность и самостоятельность участников путешествия; каждый ребенок может выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения;
Познание мира происходит в процессе столкновения различных точек зрения, что позволяет ребенку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными взглядами и скорректировать ее.

Успех в проведении образовательного путешествия зависит от продуманности плана, от опыта, умения и находчивости руководителя путешествия. Путешествие необходимо проектировать в содружестве нескольких педагогов.

Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:
сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;
помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;
помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.